КАК МЫ ВИДИМ - ТАКИЕ И МЫ. (Ев., Мф., VI, 22-33) Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Господь взывает к нам, сегодня Господь говорит с нами через святое Евангелие, и мы слышим голос Господа нашего Иисуса Христа. Он говорит нам: «Светильник тела есть око». Господь спрашивает нас: «Какое же око у тебя, человек? Светлое оно или темное?» Давайте посмотрим с самого начала на нашу жизнь. С того момента, как мы пришли в этот прекрасный, замечательный мир и увидели его. Вспомните себя маленькими, вспомните себя в то время, когда мир казался огромным-огромным. А еще каким он вам казался, вспомните, пожалуйста? Он нам казался светлым и таким красивым! Таким чудным и таким прекрасным! И все люди казались прекрасными и чудными – и это действительно так. Мир прекрасен, и люди вокруг нас – прекрасны! Почему? Потому что нас всех любит Бог. Потому что ради каждого из нас Он пришел в мир. Ради каждого из нас Он стал человеком. Ради каждого из нас Христос принял ужасную крестную смерть. И ради каждого из нас Он Воскрес, родненькие! Но вот проходит время, око наше почему-то портится. Портится по каким-то причинам, и мы говорим – у этого человека дурной глаз. Да нет дурного глаза в ком-то другом. Есть дурной глаз у кого? Есть он у нас. Каково око наше, как мы видим –такие и мы. Видим мы плохое, видим мы грязное, видим мы искаженное – значит, таковы и мы сами. Что же мы видим, к чему мы стремимся? Если человек любит деньги, к чему он будет стремиться? К деньгам. А если человек любит водочку, к чему он будет стремиться? К водочке. А если человек любит одеться, нарядиться, что он будет искать? Наряды, одежду подороже, помоднее будет искать. А если человек привык ко греху, что он будет в другом человеке видеть? Он будет видеть грех в нем, он будет видеть в другом искаженное, грязное, он человека в ближнем не увидит. Так мы начинаем осуждать людей. Беда наша сокрыта в нашем оке. Мы привыкли видеть только то, что нам нравится - грех! И вот, прелюбодей осуждает прелюбодея, а пьяница пьяницу, злословящий осуждает злословящего, а болтун болтуна, а лгун судит о лгуне. Кому от этого лучше становится? Может мы от этого лучше становимся? Давайте же видеть доброе! Давайте же видеть хорошее, искреннее! Давайте видеть в друг друге своих братьев, сестер, Божье творение, Божье создание. Давайте видеть все это и стараться научиться прощать и понимать ближнего нашего. Вернемся к Евангелию, далее говорит нам Господь: «Не заботьтесь о себе». И приводит в пример полевую лилию и птицу небесную. Господь напоминает нам, что они не заботятся о себе и при этом всё необходимое получают. Вот птичка небесная не забоится о многом, она ищет только жизненно необходимое. Не ищет птичка дубленочки помоднее или пир посытнее, повкуснее. Она ищет лишь насущного - зернышко или червячка. Действительно, птица ищет только необходимое. Но ведь и мы, точно так же, молимся каждый день. Каждый день мы просим Бога в молитве: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Хлеб необходимый на этот день. Мы просим малого, того, что нам необходимо, и Господь говорит: «Я дам вам это». И у нас, действительно, каждый день есть хлеб на столе. Но было время, когда мы хлеба лишились – время, когда забыли Бога, когда перестали молиться «Отче наш». Когда люди решили, что нам какая-то партия даст светлое будущее. Вот тогда и начался голод. Сейчас все решают, спорят, исследуют от чего он начался. Начался голод только от того, что народ забыл Бога! Люди стали безбожниками. Стали храмы превращать в склады и в тюрьмы, стали священников убивать. Забыли молитву и отвернулись от Бога. Какие замыслы дерзкие были, чего только не хотели сделать…забыли, что без Бога ничего нет! Без Бога солнце не встанет, без Бога дерево не вырастет, без Бога дитя не воспитаешь, человеку не поможешь. Без Бога жить, человек, ты не сможешь! Но если мы с Богом, то давайте же будем искренними, давайте же будем честными. Будем просить Бога о том, чтобы приходило в нашу жизнь то, что Он (а не мы своим недалеким умом) считает для нас необходимым. И не искать большего. А что нам необходимо? Нам необходима любовь. Нам нужно жить по слову Христову, не заботясь о себе. Да, конечно, работать надо. Да, конечно, и зарплату получать надо. И в магазин пойти надо. И кушать приготовить – яичницу пожарить и кашу сварить. Конечно, это все это нам нужно, но это и есть необходимое на каждый день. Но самое главное, самое главное на потребу – любовь нужна, искренность сердца и жизнь для Бога. Помнить каждый день своей жизни, что Господу нужно и что Он нам дает. Помнить, из-за чего Он пришел в мир, помнить, чего Он от нас хочет, чего просит. Вот это, действительно, то, что нужно нам в нашей жизни. И еще, видеть ближнего нашего– его нужду, его боль. И эту боль, и нужду утешить. Какие люди всегда в достатке? Вы скажите - богатые. Ничего подобного! Вслушайтесь в слово «достаток». Корень этого слова – достаточно. А разве у богатого, разве у того, кто только на себя тянет, разве тому, кто только собой живет – разве у него бывает достаточно? Нет, ему всегда мало. Ему всегда мало –уже есть дворец, уже есть пять машин, самолет, а ему что? – мало! Рвется во власть, рвется, обещает: «Я вас всех согрею, я вас всех одену, один я честный, один я хороший!» Для чего он так поступает? Чтобы согреть и одеть? Да нет же, потому что ему все мало. Никогда ему не хватает, достатка у такого человека нет. А у другого, который живет, может, в одной комнатке, и пенсия небольшая, но он поделится, поможет другому, он пойдет выслушает, протянет руку другому, он простит, поймет другого. И вот, у этого человека уже есть друг. И в боли, в житейских неурядицах друг придет и даст необходимое: посетит в больнице, навестит дома, поделится с ним так, как в свое время поделился ближний. Так кто настоящий богач? Человек, который довольствуется тем, что ему дал Бог, человек, которому достаточно того, что у него есть, который умеет открыть сердце и понять другого, который умеет быть благочестивым? Или быть может тот, кто всё гребет под себя, гребет, гребет, все строит и строит житницы? Кто богаче? Делайте вывод сами. Что лучше для тебя, человек, вот эти золотые горы богатства и холод сердечный вокруг, ожидание другими часа твоей смерти, когда ты умрешь и богатство разделится, раздробится и превратится в дым? Или искренняя забота о тебе, или, когда тебя понимают, когда молятся о тебе? Не заботьтесь более, чем вам это нужно, говорит Господь. Не заботьтесь о дне завтрашнем, не забегайте далеко наперед. Но как же жить нам, чтобы око наше было чистым, и чтобы хватало всего, и заботы об этом не было? Господь отвечает на этот вопрос, запомните Его слова и всегда произносите в сердце своем. Эти слова Христовы учат нас жить, показывают в чем смысл нашей жизни. Говорит нам Господь: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам». Что же такое Царство Божие? Царство! Вслушайтесь в слово «царство»! Царство – это там, где есть царь и исполняется его воля! Кто же у нас Царь? Бог! Господь наш Царь, и Его воля должна исполняться. В Царстве Его нет перемены, земной суеты– тот или этот придет к власти, та партия или иная придет к власти. Только Его воля во всем, Божья. Царство Божие и правда Его. А правда этого Царства –Любовь. Это жизнь не для себя, это жизнь во имя Господне. Это жизнь в любви к ближнему, жизнь в самоотдаче. Казалось бы, умирая, уменьшая свои силы в течении жизненного пути, но, на самом деле, тем самым обретая жизнь вечную. Вот это Царство Божие. И это правда Его. Если в любом скандале, в любом споре мы задумаемся: «А что бы мне Господь сейчас сказал?», то непременно услышим, что к каждому из нас, в каждый момент нашей жизни Он говорит и открывает свою истину - истина есть Любовь. А остальное - одежда и хлеб, а остальное – ближний и друг – оно приложится, обязательно приложится. Вот сколько нас здесь сейчас стоит? И у каждого своя нужда, у каждого своя боль, свои лишения. Но мы знаем, каждому Он даст, приложит. Даст Господь, если будем искать Его Царствия. Ну как же можно взять хлеб, если не искать хлебницу, в которой он лежит? Если идти в другую сторону от хлебницы никак его не получишь! Как можно сорвать яблоко, если ты уходишь в сторону от яблони? Как можно напиться воды, если ты уходишь от колодца, идешь совсем в другую сторону? Не напьешься, не наешься, человек! Как же можно говорить – я несчастен, я беден, я одинок, если ты не ищешь Господа? Если ты не ищешь Бога? Он же один тебя понимает, Он один тебя знает. И Он один тебя учит, как надо жить, для чего и зачем. Ищите Царствия Божьего и правды Его и всё приложится вам! Приложится то, что нам нужно, а не то, что нам не полезно. Не приложится то, что не является для нас необходимым, то, что нам во вред. Мы иногда думаем – вот если бы нам это богатство, вот это лекарство, вот эта еда бы если к нам приложилась – нам было бы лучше, но не дает Господь! Если мы внимательно присмотримся к своей жизни, трезво посмотрим вперед – мы поймем, что пройдут месяцы или годы, и мы признаем, что, то, чего мы так страстно желали нам было не нужно. Со временем мы видим, что это оказалось на нам ненужным, неполезным. Искать нужно то, что нужно Господу, искать Его Царство, Царство Любви. А ведь Царствие Божие уже здесь! Мы стоим сейчас и слушаем, и в каждом сердце, в каждом уме сейчас зарождается доброе, хорошее. Хочется жить - жить не для себя. Жить понимая и согревая другого. Хочется взять чуть-чуть от себя и отдать другому. Вот это начало Царства Божия. Когда уходит «я» и Христос становится главным! Радости, добра вам и мира! Пускай Бог всегда будет с вами. Пускай око наше видит только доброе. Пускай забота будет поменьше о себе, а больше о ближнем. И пускай главное будет – Свет Божий, Свет Божий в сердце каждого из нас. И пускай уже сейчас, здесь Царство Божие будет внутрь нас, каждого из нас, и пускай Христос будет всегда посреди нас. Аминь, родненькие! Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.